В эпоху стиков, автоматических эспрессо-машин и повсеместных кофеен гейзерные кофеварки (moka) становятся исчезающим видом.
Бум на кофешопы не проходит даром. Производитель самых узнаваемых кофеварок Bialetti оказался на грани банкротства – долги на 68 миллионов евро, невыплаченные зарплаты и стагнирующие продажи без всякой надежды на рост. В своем пресс-релизе компания честно заявляет, что сомневается в возможности продолжать бизнес.
Аналитики из Nielsen насчитали более 155 000 кофеен в одной лишь Италии.
Судьба не лишена иронии, ведь именно эта гейзерная кофеварка считается символом Италии. Bialetti олицетворяет сразу три сильных стороны итальянцев: интерьерный и промышленный дизайн и доминирование в кулинарном мире.
Мока от Bialetti занимает почетное место в экспозициях Нью-Йоркского музея современного искусства, Национальном музее дизайна Купера-Хьюита при Смиитсоновском институте, Музее науки в Лондоне и многих других храмах дизайна.
Bialetti входит в Книгу рекордов Гиннесса как самая популярная кофеварка в мире.
Десятилетия мока была привычным помощником на кухне. Ее популярность простирается далеко за пределами Италии. Вы встретите моку на Кубе, в Аргентине, Австралии и США. Тем не менее сейчас она вымирает, а мы решили освежить ваши знания об этом ценном изобретении.
Как мока сделала Италию главной кофейной страной
Место Италии в мировой кофейной истории сложно переоценить. Сейчас страна может и воспринимается как главный обжарщик, но место в зале славы она получила совсем за другие заслуги.
XVII – XIX век: Италия пасет задних
Культура потребления кофе была заимствована из Северной Африки. Дальше она распространился по Ближнему Востоку и прибыл в Европу уже облагороженным вместе с турокой и кофемолкой. Заслуга Италии тут не велика: страна просто имела выход к Средиземному морю и была своеобразными воротами для распространения кофе на Запад. После появления зерна в Венеции, в начале 17-го века, купцы не прилагали особых усилий чтобы “раскрутить” продукт. Кофе был “с востока”, а значит экзотическим, чуждым и даже “нечистым”.
В 1600 году, Папа Римский Климент VIII вопреки советам окружения благословил кофе.
Сами кофейные деревья, как мы знаем, происходят из Эфиопии, а благодаря успешной культивации прекрасно себя чувствуют далеко за пределами Африки. Но за это нужно благодарить французских и голландских купцов.
В общем, вплоть до конца 19-го века, Италия отнюдь не блистала на кофейном поприще. Здесь кофе варили в турке и пили точно так же, как и в Турции – малыми порциями в малых чашечках с водичкой. Кстати, эта традиция укоренилась в Италии до сегодняшних дней, и хоть и воспринимается самобытной, на самом деле корнями уходит на Восток.
Родина кофе отвергает Италию
Иногда нужно коснуться самого дна, чтобы оттолкнуться и всплыть. Так случилось и с кофейной историей Италии.
В конце 19-го века страна отчаянно опаздывала к разделу колониального мира. Африку уже поделили между собой большие дяди из Франции и Британии. На континенте оставалась только одна свободная страна – Эфиопия. Именно на нее положили глаз итальянцы и потерпели феерическое поражение.
Подробно это фиаско разбирать не будем, скажем только что по итогам Италия первая в истории Европы заплатила контрибуцию африканцам. Эфиопия же, одна из немногих умудрилась отстоять свою независимость. 1 марта и сегодня считается национальным праздником Эфиопии, а северная граница страны сохранила свои былые очертания с того самого дня.
XX век: Италия идет вперед на всех парах
Вот в так, в конце 19 века лишившись дармового кофейного зерна из колоний Италия начала задумываться о собственных гаджетах. Вокруг ревели паровые двигатели, естественно идея использовать водяной пар и давление для экстракции кофе показалась самой многообещающей.
В таких условиях появился первый патент на эспрессо-машину. Его зарегистрировал Анджело Мориондо. Он создал чертеж гигантской, очень заумной паровой машины в 1884 году, но не удосужился ее изготовить.
Идею Мориондо подхватил Луиджи Беззера, из Милана. Он доработал дизайн. Затем этот дизайн доработал Десидьеро Павони. Так, в 1906 году, на всемирной выставке в Милане была представлена мире первая эспрессо-машина – La Pavoni.
Этот механизм представлял собой сложную металлическую конструкцию в римско-имперском стиле. Но принцип работы очень мало отличался от гейзерной кофеварки – кипящая вода под давлением проходила через трубку в шайбу с кофе и дальше в чашку.
Несмотря на громоздкость и дороговизну, устройство Павони стало хитом. В те времена кофе оставался дорогим, потому его пили в заведениях и La Pavoni отлично вписывалась в интерьер.
Параллельно набирала популярность еще одна кофеварка – неаполитана. В этой модели, напротив, избыточное давление не привлекается, она заваривала кофе без давления, как чайник. Подробно принцип работы неаполитанки прекрасно описал Сергей Реминный.
Появление первой гейзерной кофеварки Bialetti
В 1918 году домой возвращается Альфонсо Биалетти, проработавший с алюминием во Франции десятки лет. Он вернулся в родной Пъемонт, северную трудолюбивую провинцию на границе с Францией, чтобы основать свою маленькую компанию по созданию посуды из алюминия.
В те времена алюминий был в диковинку (методы промышленной обработки появились только в 1886 году). Легкий, нержавеющий, быстро нагревающийся и остывающий металл.
Альфонсо поднаторел в своем деле, обзавелся подмастерьями и занялся расширением ассортимента. Он посмотрел на существующий рынок кофеварок и решил создать свою. Альфонсо совместил лучшие качества обеих кофеварок и в 1933 году запатентовал свою знаменитую “Bialetti Moka Express”.
Несмотря на эффективность и лаконичность, рекламированием новой моки никто не занимался и гейзерной кофеварке пришлось пережить еще одну войну прежде чем успех настиг ее.
Послевоенная Италия
В 1946 году сын Альфонсо, Ренато возвращается в Пьемонт чтобы перенять семейный бизнес. В это время многие предприятия искали способ переориентироваться с военных рельс на гражданские. Так родились современные Fiat, Vespa, Alfa Romeo. Эти компании начали ориентироваться на растущий средний класс.
Bialetti, c ее футуристичным дизайном, оказалась созвучна духу времени. У людей появились деньги, а кофе и алюминий перестали быть столь дорогими. Таким образом, гейзерная кофеварка от Биалетти стала единственным реальным способом заварить ароматный напиток.
В 2016 году состоялись похороны Ренато Биалетти. Его прах поместили в большую модель гейзерной кофеварки.
Из всех выпускаемых товаров на предприятии отца Ренато решает оставить лишь один – Bialetti Moka Express. В 1953 году он заказывает логотип для Bialetti – “человечек с усами”. Это лого не меняется до сегодняшнего дня, а мока быстро стала кофейным гаджетом №1.
Производители гейзерных кофеварок – объединяйтесь!
Последующие 60 лет мока завоевывает мир. Во многом это происходит благодаря эмигрантам из Италии. Семьи везут с собой самое ценное, в том числе и любимую Bialetti. Мока приезжает в США, там она обосновалась в Филадельфии, Чикаго и Нью-Йорке.
По подсчетам New York Times, кофеварки Биалетти стоят в 90% итальянских домов.
Затем волна эмиграции приносит мока к берегам Аргентины и Австралии. Естественно появляются и конкурирующие производители. Например, в Аргентине популярность снискал местная Volturno, название этого бренда стало синонимом слову мока.
Bialetti попала и на Кубу. До революции очень плодовитой кофейной стране, теперь она там скорее необходимость, ведь это самый доступный способ, чтобы приготовить крепкий напиток дома.
Сегодня существует множество дизайнов и ре-дизайном гейзерных кофеварок. Однако после 90-х годов спрос на них неуклонно падает.
Закат гейзерной эпохи
Существует 3 основных причины, по которым Bialetti перестали пользоваться спросом:
– Естественная конкуренция и надежность посуды. Конструкция кофеварки очень проста и надежна. Она редко нуждается в замене. В сочетании с появлением новых производителей этот фактор уменьшает спрос на определенный бренд.
– Приход растворимого кофе. Пожалуй, самая глупая и беспощадная причина. Теперь вместо свежезаваренного кофе утром многие предпочитают стик “сыпучки”. Темп жизни (как говорят) увеличился и люди предпочитаю пить на ходу.
–Популяризация кофеен. Особенно этот тренд ударил по спросу в США, Италии и Европе. Кроме того, что появилось такое понятие как “coffee to go”, и люди стали реже пить кофе дома, кофейни ухудшили репутацию моки еще с одной, неожиданной, стороны. Они разъединили в общественной сознании понятие “эспрессо” и “гейзерная кофеварка”.
3 хороших кофе для моки
Сегодня “правильным” способом заваривания считается эспрессо-машина, которая может нагнетать давление до 9 атмосфер. С точки зрения КПД эспрессо машины абсурдно прожорливы и громоздки, но теперь именно они ассоциируются у нас с настоящим эспрессо.
Но кто скажет, что такое настоящий эспрессо и в чем его можно готовить? Moka от Bialetti абсурдно надежная, доступная, стильная и удобная. Она заслуживает того, чтобы согревать ваш семейный очаг вкусным кофе.
Так что ноги в руки и пошли покупать свою личную икону кофейного дизайна!
Добавить комментарий